National Science Center KIPT EN RU
Main / Recollections / Thinking about peoples and events (in Russian)

Размышления о событиях и людях

А.И. Ахиезер

23 августа 1994 года.

Сегодня утром я решил, что, возможно, было бы правильным нанести на бумагу свои мысли о событиях и людях, с которыми как-то была связана моя жизнь. Было бы обидно, если бы все это ушло вместе со мной, ведь, по крайней мере, близким людям было бы интересно, как в моей голове преломлялись те или иные события, свидетелем которых я был, и что были за люди, с которыми я встречался. Поэтому я решил, что нужно писать. Утром я позвонил Константину Николаевичу Степанову и попросил его, чтобы он вместе со мной участвовал в писании, но он деликатно отказался и сказал, что моя идея правильна и что он будет лишь участвовать, помогая мне. Я, правда, рассчитывал, что вместе с ним все сделаем лучше и надежнее, но так как этот вариант не прошел, то мы решили с ним, что я должен начать диктовать Зое и Диме Белозорову. Я и сейчас не знаю, что из этого выйдет и хватит ли у меня сил, но попробовать надо. И вот мы и начали.

Сегодня день освобождения Харькова. Большое время прошло — пятьдесят один год.

Мы были тогда в Алма-Ате, Соня, мама, Наум, Леля и Алик. И как сейчас помню голос Левитана, читавшего приказ Сталина об освобождении Харькова. Приказ, в котором Сталин называл Харьков "нашим родным Харьковом".

У нас даже слезы наворачивались на глаза, и мы были счастливы, хотя и жили очень бедно. Теперь нищета снова вернулась к нам. Причем после величайшей исторической победы, когда все великое государство, выдержавшее удары Гитлера, распалось без внешних ударов, как карточный домик. Я не могу этого понять, и все время размышляю о причинах развала Союза. Сплю я плохо и почти всю ночь кручу ручку приемника и хочу хотя бы по каким-нибудь намекам понять, в чем же дело. Меня эта мысль преследует. Но в передачах очень трудно разобраться, не имея достоверных документов.

Пару дней тому назад я слушал интервью Болдина, который был правой рукой Горбачева. Впечатление возникает такое, что Горбачев знал о ГКЧП, и ему еще до августа 1991 года советовали ввести чрезвычайное положение. Можно даже понять, что Горбачев несет прямую ответственность за развал Союза.

И понял я, что это очень нечистоплотный человек, который оставлял при себе ценные подарки, которые ему делались, а не сдавал их в казну, как это должен был делать любой честный политический деятель. Ведь Черчилль, получивший во время войны большие подарки от короля Сауда, отдал их все в казну, да и Сталин приказал организовать Музей подарков, сделанных ему, и не забрал их себе. Вот и сейчас передо мной лежит книга Мотта и Месси об атомных столкновениях и в ней вырезка из газеты, на которой сфотографирована великая тройка: Рузвельт, Сталин и Черчилль. Газета пожелтела, но в моей душе все ясно вспоминается. Как же мы боготворили эту тройку и как на многое надеялись! И вот какая-то кучка презренных предателей и прохвостов собирается в Беловежской Пуще и решает вопрос о судьбе Союза, о его развале, несмотря на проведенный перед этим Референдум, в котором большинство высказалось за сохранение Советского Союза. Какими надо быть циниками и негодяями, чтобы сделать вид, что решения Референдума не было.

Воистину прав Пушкин, говоря, что народ безмолвствует. По крайней мере, до поры до времени. Они это учли и провели решение в Верховных Советах о суверенитете республик. О Референдуме забыли. А где же был Горбачев? Почему он не арестовал Беловежскую тройку как заговорщиков и поддержал версию Ельцина о путче со стороны ГКЧепистов, которые будто бы изменили Родине? Но ведь слепому ежу было ясно, что это фарс опереточный. Ведь, в самом деле, если это был путч, то как вождь народа, выступающий за Родину против путчистов, может влезть на танк и красоваться как Нарцисс. Ведь его бедненького снайперы могут подстрелить. Но дело то в том, что ни одного снайпера не было, а трое ребят погибли, видимо, по своей глупости.

А этот великий музыкант Ростропович, прибывший в Белый Дом в качестве защитника и игравший роль жалкого статиста, которому в руки вместо виолончели сунули автомат Калашникова. Жалкое зрелище! Ведь и опереточный путч надо было поставить более солидно. Но для этого нужен хороший режиссер, а его не было, и нет.

Проявился он через два года в октябре 1993 года, когда, по-видимому, под хмельком отдал приказ о расстреле Белого Дома. Какой позор для так называемой демократии, которую правильней назвать дерьмократией, которая забыла известные слова Швейка, "Господа, там же нельзя стрелять, там же люди!". Правда, потом состоялись похороны погибших, и был день траура, и режиссер даже сказал, что там не было ни коммунистов, ни фашистов, а хорошие россияне.

Очень интересно, что режиссера квазипутча и расстрела Белого Дома не осудил ни американский президент, ни американский конгресс, ни парламенты европейских стран. А где же борьба за права человека? Ведь Китай хотели лишить права наибольшего благоприятствования в торговле за то, что там нарушаются права человека. Правда, Китай не разрешил дискутировать вопрос о правах человека в своей стране, и Клинтон решил, что ему выгоднее не начинать разбирательство о правах человека в Китае, а здесь массовое убийство людей не было нарушением их прав, ибо люди перестали жить. Здесь любопытна еще одна деталь: мадам Боннер, супруга академика Сахарова, не осудила режиссера массового убийства и что-то промямлила, что ей ничего не известно. Видимо, неудобно начинать борьбу с режиссером. Посидела в Горьком с покойным мужем и хватит! Повторять не стоит, да и послать могут, куда Макар телят не гонял. Но от нее ждали большего.

Вернулся Солженицын и несколько раз замечательно выступал. Каждый раз, слушая его, я восхищался, и мне казалось, что со мной разговаривают мои старые интеллигентные друзья: Ландау, Тамм и многие другие. Я видел перед собой честного и порядочного человека, а сейчас это колоссальная редкость, когда страна превращается в сборище лавочников и спекулянтов без духовных интересов и мечтающих только о рубле, который можно получить даже из воздуха, не работая. Чичиков из "Мертвых душ" бледнеет перед нынешними авантюристами типа руководителей МММ, а народ, по-прежнему, безмолвствует и верит жуликам о возможности легкой наживы. Действительно, можно сказать: "О, времена ! О, нравы!"

Институт, которому я отдал шестьдесят лет жизни, фактически развалился. Душа болит, но куда деться! Слава богу, что есть еще несколько энтузиастов, с которыми можно что-то делать, а иначе нужно было бы наложить на себя руки.

Но все-таки, почему распался Союз? Этот вопрос связан с распадом партии, а распад партии был обусловлен ее развитием и тесно связан с гегелевским принципом перехода количества в качество. Но об этом в другой раз.

28 августа 1994 г.

Сегодня последнее воскресенье лета и праздник Успения, т.е. вознесения Девы Марии на небо. К стыду своему, я не понимаю смысла слова "Успение".

Но как все-таки распался Советский Союз? Распалась партия. Она претерпела сильное развитие. Сперва была небольшая партия, созданная Лениным и исповедующая идеи социализма и коммунизма. Это была новая вера, и люди были преданы вере и Ленину. Но механизма длительной и истинной веры Ленин не создал. Может быть, не успел, а, может быть, решение такой задачи в принципе невозможно. Я не могу ответить на этот вопрос. Одно ясно, что все коренным образом изменилось благодаря ранней, неожиданной смерти Ленина, о котором Черчилль сказал: "Его рождение и смерть были одинаковым несчастьем для его народа". О рождении можно спорить, ведь Эйнштейн говорил: " Я чту в Ленине человека, который с полным самопожертвованием отдал все свои силы делу осуществления социальной справедливости. Я не считаю его метод целесообразным. Но одно бесспорно: подобные ему люди являются хранителями и обновителями совести человечества".

Все это означает, что сама по себе идея социальной справедливости является правильной, и идеи коммунизма всегда будут привлекать к себе человечество. Но во второй половине своего утверждения Черчилль оказался гениально прозорливым. Смерть Ленина была и есть несчастье для народа, потому что после смерти Ленина началась борьба за власть, правда, прикрывающаяся фиговым листком борьбы идеологической. Но суть заключалась в смертельной схватке за власть.

Эта борьба по существу продолжается и теперь. И она не закончена. Первым актом было уничтожение ленинского НЭП'а, т.е. системы, в которой допускался капитализм, но основные рычаги управления сохранялись за государством. Такая система в основном существует сейчас благодаря Дэн Сяо Пину, в Китае, и она привела к большому экономическому развитию страны.

Сталину для овладения троном Ленина нужно было уничтожить детище Ленина, т.е. и НЭП и ленинскую партию. НЭП было уничтожить совсем просто, а партия была уничтожена с помощью двух механизмов. Во-первых, усиления и подчинения себе репрессивного аппарата и, во-вторых, с помощью разбавления ленинской партии мало верующими, а то и просто примазывающимися людьми, т.е. с помощью перехода количества в новое качество, в основном безыдейное. Но при этом создавалась и укреплялась невиданная до сих пор в истории диктатура одного вождя. Только Гитлер создал аналогичную диктатуру в Германии, но она, кажется, была слабее сталинской.

В дальнейшем происходило развитие массовой правящей и мало верящей в идеалы коммунизма партии, которая во многом слепо подчинялась вождю, но была могущественной силой. Но после смерти Сталина благодаря очень сильной компоненте безверия постепенно слабела. А после предательских и абсолютно неразумных маневров последнего генсека Горбачева практически распалась. И второму предателю Ельцыну ничего не стоило ее закрыть. Возникла удивительная ситуация: партия, которая была монолитной и помогла Сталину победить Гитлера перешла в какое-то состояние спячки и после ухода Горбачева не нашлось ни одного человека, который мог бы вдохнуть в нее новые силы! Говорят, что это произошло закономерно. Может быть, закономерность есть в том, что Сталин, сделав ее массовой, фактически внес в нее злокачественную опухоль. Но очень странно, что развал партии, приведший к развалу Союза, возник в точно определенное время: как будто это было какое-то космическое явление. Но ведь Китай-то не распался, и идеи социализма в нем живут, и он, несомненно, станет сверхгосударством, таким же, как США. Поэтому, кажется все-таки, что развал не был исторически предопределен, и скорее все произошло из-за никчемности руководства, а оно, по мысли Сталина, по существу было главной силой, руководившей партией.

Это была случайность. И если бы вместо Горбачева стоял любой другой человек, то распада государства могло не произойти. Эволюция Союза происходила бы, но резкой, внезапной смерти мощнейшего государства не произошло бы. По-видимому, и Тэтчер и Рейган поняли роль руководства и смогли использовать какие-то механизмы, чтобы Горбачев без всяких внешних сильных воздействий отрекся от престола. Да и вообще непонятно, как он, Верховный главнокомандующий, не послал роты или даже взвода, чтобы арестовать собравшихся в Беловежской Пуще заговорщиков.

29 августа 1994г.

Сегодня ночью я слышал по радио беседу с Волкогоновым в связи с его новой книгой о Ленине. Это последняя часть его трилогии о вождях революции: о Ленине, Троцком и Сталине. Поражаешься наглости и низости "историка" Волкогонова. Он низвергает Ленина и делает это, как он сказал, потому что он только теперь понял, что кроме желания иметь неограниченную власть у Ленина ничего не было. И малообразован он был, и ничего из его предсказаний не оправдалось! Удивительно другое. Волкогонов — доктор философских наук, и его работы по философии наверняка не выходили за рамки ленинизма. Ему, казалось бы, самый раз отказаться от степени доктора философии и сказать, что философия эта неправильна и что степень присуждена ему ни за что. Но он этого не делает, потому что он проститутка, причем самого низкого пошиба.

Когда я был в Париже, французы говорили, что в Москве есть несколько очагов проституции. Самых дорогих и "приличных" проституток можно встретить у Центрального Телеграфа на улице Горького, а вот низких и дешевых проституток можно найти на Казанском и Курском вокзалах.

Так вот Волкогонов, конечно, относится к вокзальным проституткам. Ведь он высказывался, что маршал Жуков давным-давно "заложил" какого-то крупного военачальника, кажется, Егорова. И даже привел соответствующий документ из архива (он все время апеллирует к документам из архива!). Но американский историк, написавший большую книгу о Жукове, выяснил, что жалоба на Егорова была, и была подписана Жуковым, только инициалы у этого Жукова отличались от инициалов маршала Жукова.

Когда американский историк захотел встретиться с Волкогоновым по этому поводу, то у Волкогонова для этого не нашлось времени. Словом, у Волкогонова-историка добросовестность своеобразная. Кстати, Волкогонов приводит цитаты из разных высказываний о Ленине. Причем цитаты всегда отрицательного характера. Но вот Эйнштейна профессиональный историк не цитирует. А когда говорит о том, что ничего от Ленина не осталось, то и о НЭП'е не говорит, и о том, что Китай коммунистический до сих пор живет ( По крайней мере об этих вопросах в беседе не говорилось). Нужно бы достать статью в "Правде" "Моська и слон", в которой разбирается фальсификация Волкогонова о Ленине.

Вернемся к беловежским договоренностям. Заговорщики, заботясь только о том, чтобы стать президентами "суверенных" республик, добились таки своего. Несмотря на мартовский референдум, в котором большинство населения высказалось за сохранение Союза, им удалось утвердить в республиканских Верховных советах законы о создании независимых или, правильнее сказать, квазинезависимых республик и дальше, используя бессовестную шоковую терапию, пустить под откос экономику во всех некогда связанных в единый экономический и политический союз республиках. Экономика начала повсюду экспоненциально падать, а шоковая терапия, почерпнутая безмозглым Гайдаром из предисловий к каким-то американским книгам, привела к обнищанию населения и разгулу преступности, а также к космическому росту коррупции в верхних эшелонах власти. Все приняло российский размах, в том числе и развал науки и образования.

Идеалом молодого человека стало желание быть лавочником и спекулянтом. Многие подумали, что деньги могут возникать из воздуха без производства какой-либо работы. Апофеоза этот миф достиг в создании жульнической организации АО МММ, которая обещала легковерным людям баснословные дивиденды, не связанные ни с каким производством. В основе лежал пирамидаидальный обман, идея которого даже объяснена в книге Перельмана "Занимательная математика". По сравнению с этой грандиозной аферой бледнеет чичиковская покупка и продажа "мертвых душ". Но, конечно, Гоголь был бы нужен, чтобы обо всем гениально написать!

24 сентября 1994.

Не было времени обратиться к бумаге первого сентября. Полнейшая ностальгия. Сколько было связано с началом учебного года, ведь таких лет было больше пятидесяти!

Вчера слушал Солженицына. Он говорил об истории восемнадцатого года. По-видимому, хочет оправдать свою идеологию Красного колеса. Много правды в его словах, но не вся правда, потому что он ведь не говорит, сколько было за и сколько против Ленина. Но страх Керенского перед Корниловым описал правильно.

Очень приятный голос у Марины Ефимовой. Я просто влюблен, и до чего же мерзок голос у Боннер. Полагаю, что она захомутала и загубила Сахарова, а теперь строит из себя невинность, хотя, видимо, и лижет зад Ельцину. О нем открыто говорят, что он позорит Россию. И еще говорят, что он и другие, стрелявшие в Парламент, будут покараны.

Слушал передачу, посвященную столетию Винера. О нем говорилось, что он по существу исповедует принципы иудаизма, т.к. Бог и законы природы для него в некотором смысле тождественны. Упоминалась роль Крейна, и я был очень доволен, ибо знал и любил его.

Нужно написать французам, чтобы они сохранили хотя бы некоторые из моих писем для Борюши.

Мне кажется, что иконы – это реликты язычества и идолопоклонства.

Бог и законы Вселенной едины, если не тождественны. Познать их можно только с помощью математики, представляющей высшую красоту и духовную мощь ума человечества.

Истинно то, что красиво. Математика воплощает высшую красоту и духовную мощь человеческого ума. Все это не ново. Но ведь Бетховена исполняют все новые и новые музыканты, и дирижеры и им неизменно аплодируют. И будут аплодировать всегда, ибо это вечная музыка, на которой Бог разговаривает с человеком.

Ленин говорил, что нельзя верить ни одному буржуазному профессору. Теперь можно это положение дополнить словами, " Нельзя верить ни одному рыночному, а точнее базарному профессору". А их развелось много! И, пожалуй, одним из самых крупных является Волкогонов, перекрашенный перевертыш, фальсифицирующий и манипулирующий какими-то записками Ленина, с помощью которых можно "доказать" все, что угодно. Нужно учесть, что этот фальсификатор и "объективный" историк попробовал доказать, что Жуков предал какого-то крупного военачальника, не разобравшись в инициалах Жукова. Его за руку поймал американский историк, который хотел встретиться с Волкогоновым, но у последнего не нашлось для этого времени.

26 сентября 1994

Математика и вместе с нею теоретическая физика являются высшей ступенью красоты и духовной мощи человеческого разума.

Отделяя чувства от разума, можно сказать, что высшая ступень красоты и духовной мощи чувств заключена в музыке.

Сегодня я слышал утверждение, что Дьявол находится в деталях, в то время как основное содержание проводится в форме, содержащей только угодные Богу слова.

26 октября 1994

Личностный характер Бога при этом отвергается, а роль церкви должна рассматриваться только как посредническая между Богом и человеком. Возвеличиванию Бога и познанию тайн бесконечной Вселенной содействует не столько храм, сколько обсерватория.

Закону Божию учит Библия, но нужна библия также для изучения фундаментальных законов Мира, которые выясняются и формулируются теоретической физикой.

Каждая эпоха имеет такую свою Библию. Для нашего времени она была создана по мысли Ландау.

3 ноября 1994

Людям нужен не Христос, а эрзац Христа, который доставляется церковью, недостойной самого Христа.

12 ноября 1994

Выпал снег. Вспоминается пушкинское: "Зимы ждала, ждала природа..." Но и Пушкина, и Россию, и Москву — все пустил под откос свердловский алкоголик вместе со своим олигархическим окружением".

Современная теоретическая физика, несомненно, нуждается в философском осмыслении. Что же касается философии, то мне кажется, что она будет бессодержательной, если ее не наполнить физическим содержанием.

16 декабря 1996

Дистанцирование христианства от породившего его иудаизма представляет собой по существу начало христианского антисемитизма. Оно начинается с изменения имен и наименований. Так, Иешуа заменяется Иисусом, Мириам — Марией, Пасхальный седер — тайной вечерей, еврейская пасха, как исход из Египта, — христианской пасхой, обрезание младенцев — началом летоисчисления

8 февраля 1997г.

МАСТЕР И МАРГАРИТА.

Роман "Мастер и Маргарита", несомненно, написан в символической форме.

Очень интересно иметь как исторический анализ, так и психоанализ в духе Фрейда этого сочинения. Мне кажется, что обычно забывают о годах написания этого романа: 1929–1940 гг. Это значит, что сюда входят и годы сталинского террора 1937–1938гг. Такой великий писатель как Булгаков не мог пройти мимо этих лет. Но ведь было опасно нестандартно говорить о кровавых событиях, носящих характер бесовских вакханалий. Значит, надо было написать о них, не упоминая их. Для этого есть один путь — путь символизма, который и был избран автором. Именно поэтому роман и является двухвременным, связывающим события, разделенные двумя тысячелетиями. Но необходимо разобраться по Фрейду, какие есть поводы для такого заключения. Эти поводы начинаются с трактовки фигуры Понтия Пилата и личности Иешуа.

Иешуа — честный и добрый советский люд, а Понтий изображает трусливых начальников, боящихся Сталина. Он вроде бы хотел и отпустить Иешуа, но боится, как бы до вождя не дошло донесение о недостаточно верноподданнических речах бродячего философа. И поэтому он, хотя мог и спасти Иешуа, передает вопрос о нем Каифе. Кстати, сам Сталин тоже никогда не решал вопроса о необходимости казни, а передавал решение этого вопроса своим вассалам. Поэтому образ Понтия у Булгакова — трусливого человека, отличается от образа Понтия у Франса, у которого Понтий вообще не помнит, кто такой Иешуа, ибо по его словам "он распял многих".

Идиотская бдительность отражается в том, как какого-то черного кота ловит бдительный гражданин и в связанном виде доставляет в милицию.

Что касается образа Воланда, то хотя он у Булгакова и сатана, но сатана, который делает фактически только добрые дела – по его приказу убивают доносчика Майгеля, а что касается отрезанной головы Берлиоза, то здесь не все понятно. Ведь произошло это все потому, что Берлиоз был настроен религиозно, а, может быть, автор предвидел, что стопроцентный советский идеалист Берлиоз все равно был бы расстрелян в 1937 г.

Сарказм, с которым Булгаков изображает московскую действительность, гениален. И его можно сравнить только с сарказмом Гоголя в "Мертвых душах".

ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ ПРАДЕДОМ ПРАВНУКУ.

Мой дорогой мальчик, я прожил долгую жизнь, которая охватывает почти все уходящее столетие, и я хочу рассказать тебе кратко историю моей страны за уходящее столетие, тем более, что твои родители были слишком молоды и не смогут ни оценить, ни разъяснить всего того, что было здесь. А ведь это страна, где начинаются и твои корни. И я хочу поэтому, чтобы ты все узнал от меня, а не только из учебников, в которых будет рассказана не вся правда.

Я родился в конце 1911-го года в России, в которой царствовал император Николай Второй. Это государство возникло за 1000 лет до моего рождения. Оно занимало огромную территорию, и на ней жили многие миллионы людей. Но люди эти всегда угнетались правителями, и власть всегда была антинародной и считала народ своим рабом. До 1861-го года в России существовало так называемое крепостное право, согласно которому одни люди могли продавать других. Были помещики, которые были хозяевами, т.е. собственниками своих крестьян. И они могли продавать своих крестьян, или обменивать их на лошадей и собак. И только с 1861-го года была отменена эта практика. Но строй был очень несправедливым даже по отношению к тем, которые отличались по своей религии от основной массы населения. Это касалось евреев, исповедующих иудаизм. А основной религией было православие. И хотя православие, как и вся христианская вера, происходило от еврейской веры, иудаизма, евреи считались второстепенной народностью по сравнению с народом русским.

Твой прадед был евреем, а евреи не могли жить во всех городах Российской империи и могли получить высшее образование только по очень небольшой четырехпроцентной квоте. Неравенство людей не трогало царя. Он не учитывал этого и не понимал, что неравенство обязательно повлечет за собой недовольство народа. И вот в 1914-м году, когда твоему прадеду было всего 3 года, царь по своему неразумию вступил в войну с Германией, и эту войну, будучи еще и не подготовленным, проиграл. Народные массы, недовольные царским режимом, сбросили царя. Произошла Великая Октябрьская революция. Это случилось в 1917-ом году. Началась новая эпоха в истории России.

1 мая 1998 г.

А.Д.САХАРОВ.

Сахаров был очень талантливым физиком-теоретиком и в еще большей мере — талантливым физиком-изобретателем. Об этом говорит и создание по его проекту мощнейшей водородной бомбы, и предложенный им "Токомак" для получения управляемой термоядерной реакции с замечательной идеей о магнитной изоляции горячей плазмы, и предложенный Сахаровым и осуществленный на эксперименте метод создания сверхсильных магнитных полей. В "чистой" физике известна его идея, связывающая наблюдаемую зарядовую асимметрию частиц с гипотезой о неустойчивости протона, а также его космогонические работы, в которых гравитация связывалась с флуктуациями энергии вакуума элементарных частиц.

Широко известна его правозащитная деятельность, принесшая ему мировую славу и сделавшая его благодаря скудоумию властей придержащих апостолом справедливости и чуть ли не святым.

Между тем уже сейчас возникает вопрос, прав ли был во всем, что он делал, Сахаров. К величайшему сожалению нельзя дать утвердительного ответа на этот вопрос. Это очень обидно и даже горько, но нельзя, повторяю, к величайшему сожалению, избавиться от сомнений. И действительно, ведь ему был предначертан великий путь. Он получил великий дар ученого-естествоиспытателя. Но реализовал ли он его полностью? Нет, не реализовал. Мало того, он не считал его священным, таким, который нужно оберегать от всех житейских неприятностей и невзгод. Представляется, что перед ним всегда должен был стоять образ великого Галилея, который понимал, кто он и что он принадлежит всему человечеству, и потому не имеет права рисковать собою, борясь с реакционной церковью. Возможно, что один только Брехт хотел бы обратного, т.к. при этом его пьеса о Галилее была бы более эффектной и вызывала бы больше чувств у многочисленных зрителей. И Эйнштейн, и Гильберт не только не осуждали Галилея за то, что он не боролся с церковью, а, наоборот, восхищались поведением ученого, ибо он сохранил себя и сделал для человечества несравненно больше, оставшись в живых, чем, если бы, поддавшись искушению, сгорел на костре инквизиции.

Но Сахаров, по-видимому, не понимал этого, или, более точно, был далек от такого хода мыслей. Он не реализовал своих потенциальных возможностей как ученый. Он высказал идеи, но не довел их до математического воплощения. Более того, говоря объективно, он нарушил или, точнее говоря, пытался нарушить заповедь Моисея. Я здесь говорю сперва не о роли бомбы, а о его голодовках, которые нельзя не интерпретировать как путь к самоубийству. Но грехом, и большим грехом является не только убийство, но и самоубийство, ибо человек создан по образу и подобию Бога , и убийство, и даже попытка самоубийства всегда, по сути дела, направлены против Бога и поэтому очень греховны.

Мне могут возразить, что Сахаров был атеистом (во всяком случае, атеистическим было его окружение), но это не меняет сути дела по той причине, что, как видно из воспоминаний о Сахарове, он верил в нечто высшее, космическое. И здесь не понятна роль его жены, которая, будучи врачом, не отвратила его от голодовок. Тем более что голодовки Сахарова были ведь связаны с личными семейными делами его жены. И их никак при всем желании нельзя рассматривать как некие общенародные, общегосударственные деяния.

"Не судите, да не судимы будете". Мы ни в коем случае не имеем права осуждать жену Сахарова за то, что она не удержала его от голодовок, так же как мы не можем осуждать жену Пушкина за то, что она допустила дуэль Пушкина. Но избавиться от мысли о том, что жена Сахарова не отвратила мужа от безбожных деяний никак нельзя.

Что касается создания могущей уничтожить человечество водородной бомбы, по сути дела никому не нужной, и создание которой никак нельзя оправдать соображениями о паритете СССР и США, то, насколько мне известно, надлежащего покаяния со стороны Сахарова о ее создании не было. В США Теллера осуждали, а в СССР Сахарова превозносили за одно и то же дело.

Если есть Страшный суд и Сахаров предстал перед ним, то ему, наверное, были высказаны все эти рассуждения, но решение Суда было, наверное, однозначным — место его в Раю, ибо Сахаров никогда не лукавил и был всегда предельно искренним. Он был праведником.

6 мая 1999 года.

Пошлая провинциальная безвкусица.

Победа Великой Октябрьской революции, развивающейся в ореоле романтики — это Ленин и Троцкий.

Бюрократический термидорианский переворот; кровавый террор и Гулаг; победа в Великой Отечественной войне — это Сталин.

Несбыточные надежды — это Хрущев.

Стагнация — это Брежнев.

Контрреволюция, распад Союза — это Горбачев.

Коррупция и бандитский капитализм — это Ельцин.

Такова история России за последние восемьдесят лет.

Ортодоксальный иудаизм — это великая сила, которая сохранила еврейство и которая сохранит его в будущем. Это значит, что нужно всячески охранять ортодоксальный иудаизм и не допускать никаких отклонений от него.

Я — человек с еврейской душой, но без еврейского языка.

Чтобы язык приобрел статус международного языка, нужно, чтобы народ, обладающий этим языком, был экономически силен и чтобы он дал миру великих поэтов и ученых.

Интересное, хотя и не бесспорное сравнение Троцкого со Сталиным с точки зрения их борьбы за лидерство в партии дал Милован Джилас, в свое время один из лидеров югославских коммунистов, встречавшийся со Сталиным, а позже ставший социологом-диссидентом: "Троцкий был превосходным оратором; блестящим, искусным в полемике писателем; он был образован, у него был острый ум; ему не хватало только одного: чувства действительности. Он хотел оставаться революционером и возродить революционную партию в то самое время, когда она превращалась во что-то совершенно иное — в новый класс, не заботившийся о высоких идеалах и интересовавшийся только жизненными благами... Он ясно сознавал отрицательные стороны этого нового явления, происходившего на его глазах, но всего значения этих процессов не понял... Сталин не оглядывался назад, но и не смотрел далеко вперед. Он стал во главе новой власти, которая зародилась в то время — власти нового класса, политической бюрократии и бюрократизма, и сделался ее вождем и организатором. Он не проповедовал; он принимал решения". Эту характеристику дополняют многие другие современные авторы. У. Лаккер, например, отмечает, что Троцкий был "блестящим оратором и писателем, но некомпетентным в тактике", что у него не было ни терпения, ни политического инстинкта в отношении создания базы власти; вместо этого он постоянно впутывался в идеологические и политические конфликты с другими лидерами, "будучи скорее дореволюционным лидером, чем послереволюционным государственным деятелем", что он не имел прагматического инстинкта, не мог понять, "что было возможно и что невозможно в данной ситуации".